Авария на химическом производстве

  • Печать

Трагические событии, произошедшие в 1985 году в Бхопале уже изрядно подзабылись. Конечно, город-то не американский, американская только компания. Но завод был практически новый, а не заброшенный двадцать лет назад советский «старичок».

 

Разберем ситуацию на примере одного очень близко и хорошо мне знакомого города. Название не указываю, поскольку неприятности не нужны. Если же кто догадается – я не виноват.

 

Город состоит из двух частей, северной и южной. Южная часть находится на полуострове, с северной до недавнего времени была соединена очень узким «горлышком», шириной в три улицы. Да и те сходились к одному путепроводу, так что крайние улицы смело можно не считать. Сейчас есть еще две вполне приличный дороги, одна из них идет через перекресток, за которым закрепилось название «Нахальный». Но, так или иначе, путепроводов всего три. Химическое производство находится за северной границей города.

 

Сказать, что оборудование изношено – все равно, что ничего не сказать. Не так давно пришлось присутствовать при беседе двух работников, так они не знали, какими словами ругаться. Русский язык оказался для их беседы недостаточно богат. Так что причины для беспокойства есть. Но, надо отдать должное (?!) горожанам, относятся они к этому совершенно пофигистично, абсолютно.

 

Однако, ближе к делу. Предположим, авария произошла.

 

В Южной части города три моста. Главный, сдвоенный, ведет на юг, в этом направлении и кинутся процентов восемьдесят. Дорога действительно хорошая, вот только свернуть с нее непросто. И, даже в обычные дни, на ней пробки.

 

Вторая дорога идет на запад. Там мост не слишком широкий, но проскочив его, есть куда разъехаться. Дорога за мостом гораздо лучше, чем сам мост. Это второй по очевидности путь эвакуации.

 

Третий, восточный мост, самый новый. Ездят по нему мало, и многие никогда там не были. У тех, кто выберет этот путь, шансы выбраться могут оказаться самыми высокими.

 

Из северной части есть четыре пути. Первый – через город, к южным мостам. Не так уж и глупо, если вовремя собраться. Хотя для ядовитого облака несколько километров не расстояние, 95% населения будет тянуть до последнего, сводя всю активность к просмотру новостей и звонкам по телефону. Минус способа - те самые три путепровода, что мало для половины миллионного города.

 

Второй путь – через четвертый мост, единственный в северной части. Но мост этот на востоке, то есть в том направлении, куда почти всегда дует ветер. Подумают ли об этом те, что выберут этот путь?

 

Есть еще два шоссе – на северо-северо-запад и северо-северо-восток. Надеюсь, никто не поедет по второй, по северо-западной же, пожалуй, можно проскочить.

 

Наилучшим выходом, по предварительной прикидке, является такой – используя малоизвестные проезды, максимально быстро, и максимально близко добраться до мостов в южной части, а оттуда уходить пешком, или на велосипедах. В паре километров за рекой, где кончатся пробки, можно даже рассчитывать, что вырвывшиеся из города на радостях подвезут. Было бы куда.

 

Второй вариант – паромные переправы. Если паромщики не ударятся в бега, а они могут не сообразить, удастся уйти за реку. Но идти до относительно безопасной зоны придется десятки километров, необходимо снаряжение и подготовка.

 

Однако, не все переправы функционируют

 

Третий вариант – найти ближайшее бомбоубежище. Быть может, удастся привести в действие фильтровентиляционные установки. В некоторых убежищах могут сохраниться более или менее исправные противогазы. Однако, к таким местам следует заранее приглядеться, и иметь инструмент для вскрытия гермодверей или забутовок.

 

Четвертый вариант – попытаться загерметизировать квартиру, на улице - дышать через мокрую ткань. Если газ будет не слишком ядовит, может получиться. Но действовать нужно быстро, к чему мы обычно не готовы.